Александр Боханов

(Россия начала XX и начала XXI веков)

1. Самодержавие – православная форма государствоустроения.

2. Законодательные нормы и политическая традиция.

3. Россия – Империя.

4. Исторический феномен русской интеллигенции.

5. Система управления Российской империи.

6. Чиновник и госслужащий.

7. Армия и Флот.

8. Полиэтничность Российской империи.

9. Первая Всероссийская перепись населения 1897 года.

10. Русское «экономическое чудо». Золотой рубль.

11. Транссибирская магистраль.

12.Налогообложение. Богатые и бедные.

13. Положение наемных тружеников, забастовки.

14. Рабочее законодательство.

15. Динамика социально-экономического развития России накануне Первой мировой войны.

16. Накопления населения.

17. Главные политические партии России.

18. Духовно-нравственные основы Русской Культуры. Антибуржуазность русского миросозерцания.

19. Органические причины крушения России.



ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1917 году случилось крушение исторической России, произошло падение Российской Империи, окончилось существование тысячелетней монархии, Православного Царства. Тот судьбоносный разлом коренным образом изменил и исказил всё и вся в жизни России, отразился на судьбе буквально каждого, кто жил в тот трагический момент Русской истории, сделав заложниками жестокого политического притеснения и идеологического оболванивания и миллионы тех, кто родился потом.

Осенью 1917 года к власти пришли беспощадные большевики-ленинцы; страна стала «красной совдепией». Погибшая же Россия сделалась объектом целенаправленного поношения и шельмования. Русофобия превратилась в «мировоззрение». Всё, практически все стороны русской дореволюционной действительности представлялись «тёмными» «ущербными», «антинародными», «отсталыми». О правителях же Руси-России дозволялось тиражировать только ложь и гнусности; все они представлялись умственно ограниченными, глупыми, алчными, развратными, проводившими политику только в интересах «крепостников-помещиков» и купцов-толстосумов. Советские историки – «борцы идеологического фронта» - сочиняли бесконечные фолианты, где под маской «научной достоверности» популяризировали идеологическую фальшь.

Исключение делалось только иногда, исходя из «потребностей времени» и личных исторических предпочтений очередного диктатора. Так случилось с фигурой Иоанна Грозного, почти «реабилитированного» при Сталине, но после смерти «генералиссимуса», шквал поношений Первого Царя возобновился с новой силой. Более стойкое предпочтение вызывал Петр I, что вполне объяснимо. Он ведь являлся разрушителем русского мира, а за это коммунистические идеологи ему готовы были даже «простить» его царскородность.

Выражение «царизм» стало жупелом, которым терроризировали поколения людей, родившихся после торжества «красного дела». Возносились и воспевались только те, кто представлял «освободительное движение», хотя и тут была своя иерархия приоритетов. На первом месте в этом уродливом пантеоне стояли оголтелые ниспровергатели: от разбойника Степана Разина до нравственно ущербного руссоненавистника Владимира Ульянова-Ленина.

Эта «вивисекция памяти» принесла свои зримые и печальные плоды. У наших современников трудно отыскать какое-то сносное и цельное представление о той России, о той жизни, которая отлетела, как представлялось, в даль невозвратную почти столетие назад. Казалось, что так будет всегда. Но в 1991 году окончательно рухнул коммунистический миф, пали террористические оковы и стало выясняться, что 1917 год стал не «началом новой эры», а крушением уникального, феноменологического русского культурно-цивилизационного феномена. Далее только ложь, стоны, насилия, убийства миллионов людей и создание «новой исторической общности» - homo soveticus.

Но, слава Богу, не все отупели и полностью дерусифицировались. Начал пробуждаться в людях интерес к тому, как «раньше было», как жили и чем жили их предки, воздвигавшие величественные храмы, грандиозные, похожие на сказочные сооружения, монастыри, пролегавшие по бескрайним просторам железные дороги, фабрики и заводы, дома и дворцы, которые можно было разглядеть в любом старом городе. И тут на смену коммунистической догматике вылезла либеральная, которая затрубила о том, что в Царской России «всё было плохо». Хорошо же якобы живут только «на Западе», там, где правит «госпожа прибыль». Удивительна история российского либерализма! Расходясь с левыми в оценках и суждениях по множеству вопросов, будучи даже их извечными политическими антиподами, доморощенные наши либералы сходились с ними в одном: в стойком неприятии исторической России, её ценностей, знаков и символов. Так было до 1917 года, тоже самое происходит и теперь. Бог им судья!

Ходульный мировоззренческий тезис, бытующий по сию пору, сводится к утверждению, что якобы красные властители превратили «Русь лапотную в великую промышленно-техническую державу», первой пославшей человека в космос. С формальной точки зрения тут всё как бы очевидно, то так может казаться только на первый и поверхностный взгляд. Дореволюционная Россия проходила этап индустриальной модернизации органическим путём, трансформируясь из страны аграрной в индустриально-аграрную без всякого государственного насилия, без тотальной социальной мобилизации и без использования рабского труда миллионов граждан на пресловутых «стройках социализма» (коммунизма). Как обоснованного заключил автор лучшей на сегодняшний день книги о динамике экономического развития России американский историк и экономист Пол Грегори, «Сталин не был необходим, так как все долгосрочные цели развития России/СССР могли быть достигнуты на путях функционирования стабильной рыночной экономики».

Нашим современникам надо доносить правду о России, без чего национальное самопознание невозможно, без чего немыслимо никакое содержательное государственно-национальное строительство.

Конечно, та страна, то Царство, история которого оборвалась так трагически в вечно приснопамятном 1917 году, не была «эдемским садом». То был великий духовно-культурный организм, или, если использовать выражение философа К.Н.Леонтьева, «цветущая сложность». Но для любящих России, для сынов её не подлежит спору одно: революция была неоправданной ни с демографической, ни с экономической, ни с культурной точек зрения. Этот факт - эмпирически бесспорен. Революция поглотила миллионы и миллионы людей разного звания, пола, возраста и этнического происхождения, что уже само по себе делает её чудовищным актом Русской истории. Просто диву можно даваться, что до сего дня находятся люди, возносящие революционное безумие на пьедестал, утверждая, что революция была неизбежна, что она «открыла путь к прогрессу». При этом апологеты «прогресса» никогда не упомянут даже, во сколько человеческих жизней обошёлся этот «цивилизационный прорыв».

Потери были немыслимы и до настоящего времени так до конца точно и не установлены. Но в общем и целом трагическая картина ясна: только за первые пять лет – 1917-1922 годы – в гражданской войне, терроре и эмиграции Россия потеряла от 10 до 15 миллионов человек. Это во много крат больше, чем Русь-Россия потеряла за тысячу лет свой истории на полях сражения, от всех вторжений и битв, начиная от нашествия хана Батыя в XIII веке, и кончая Первой мировой войной в XX веке.

Ныне не надо никому особо доказывать, в каком плачевном состоянии находится наша страна; для удостоверения горькой очевидности не требуется читать специальные исследования и изучать статистические выкладки. Она, эта очевидность, вокруг нас: деиндустриалиция, деинтеллектуализация, деградация семейных ценностей, массовая проституция, сотни тысяч заключённых, разрушение природной среды, разграбление ресурсов и т.д. и т.п. И главное - потеря смысла исторического существования. «Лозунг эпохи» - обогащайтесь, обогащайтесь любой ценой, это что: «программа жизни»? Это - философия мелкого алчного лавочника, возведённая в принцип. И всё.

Одно разительное сопоставление наших дней и «той России». Тогда, когда над просторами Родины реял двуглавый орёл, имелись десятки тысяч баснословно богатых людей. Это были некоторых представители дворянского сословия и деятели предпринимательской среды (чиновников среди них не было). Они знали иностранные языки, многие учились за границей, постоянно ездили на Запад по делам, на отдых, лечение. В этой связи поразительно одно обстоятельство, о котором почти никто и не упоминает. Практически никто из «тех богатых» деньги за границу не уводил, недвижимость там не скупал, и своих детей на жительство в чужие страны не определял, хотя русский рубль свободно конвертировался и его без ограничения можно было обменять в любом иностранном банке. Они жили в России, и они жили Россией. Вот здесь и пролегает невидимая, но принципиальная грань, между психологией и мироощущением русской элиты, и нынешней, дерусифицированной…

Кто мы? Зачем мы? Серьёзные ответы на эти судьбоносные вопросы обычному человеку трудно найти. Может возникнуть представление, что может быть правы иностранные недоброжелатели, веками утверждавшие, что Россия - великая бессмыслица! Конечно же нет; это глупость, вся взращённая на подлогах. Смысл всегда наличествовал, он веками существовал, русская социальная среда, русский социум по преимуществу – православная общность, взращённая на эталонах христианских миропредставлений. Отсюда проистекала одна горькая историческая реальность: большевики нашли поддержку у части социальной среды (об этом надо говорить прямо) именно потому, что обещали построить рай на земле. Осознание, что это только политическая демагогия, лживый идеологический трюк стало приходить только тогда, когда беспощадные большевики-ленинцы твёрдо укрепились у власти. За иллюзии, самообольщение и глупые упования пришлось платить страшную цену, всем платить…

Предлагаемые читателю размышления – опыт истолкования Русской истории с позиции сбалансированной оценки потерь, разочарований и несбывшихся надежд последнего столетия. Цель - создать эскизный портрет политической русской действительности, представить некоторые важные социально-экономические параметры Царской России и сопоставить их с теми, что наличествует ныне.

И даже самый беглый взгляд при таком сопоставлении позволяет заключить, что прошедшее столетие оказалось совершенно провальным в Русской истории, провальным во всех отношениях. Это какая-то чёрная дыра, напоминающая о себе руинами промышленных заведений, разрушающими, ненужными никому грандиозными каналами, заброшенными, гниющими необозримыми водохранилищами, заросшими сорняками нивами, спившимся и вырождающимся народом. И во имя чего, для чего нужны были затраченные усилия, неимоверные жертвы поколений людей?

Не подлежит сомнению, что «ту Россию» возродить невозможно. Утверждения противоположного свойства или невежество, или нереальные упования. Автор далек от «реставраторских» настроений. Однако корневая опора для будущего нынешней России только там и нигде кроме.

Основополагающая и непременная задача – возродить духовно-душевный строй человека, изуродованный десятилетиями коммунистической вивисекции и либеральным русофобским промыванием мозгов последних двух десятков лет. Ведь именно эрозия духовных основ строя русской жизни и стала первопричиной крушения 1917 года. Потому так важно говорить, писать и кричать об истинном содержании Русской истории, о её смыслах и образах, давая нашим современникам возможность заглянуть за пелену времени и увидеть историческую Россию в её подлинном выражении и воплощении.

 Николай II (серия ЖЗЛ)
 Николай II
 Последний Царь (серия Царский Дом)
 Император Николай II
Николай II

Книга, которая включена в перечень «100 книг», рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению.

Александр III

"...Эта книга о русском человеке, его мыслях, чувствах, представлениях. Он любил Родину, как свою мать, искренней сыновней любовью всю жизнь. Он всю свою жизнь служил этой Родине. В этом смысле эта книга очень познавательна" - Александр Боханов (ИАС Русская народная линия, 22 января 2013 года).