1917 год - роковой рубеж в истории России, год начала коренной ломки традиционных форм жизни народа и страны. Исходным пунктом распада исторической связи времен стало отречение императора Николая II от престола 2 марта 1917 года.

Вместе с Романовыми уходила в небытие длившаяся столетия историческая эпоха тронов и корон, на смену которой пришли времена громогласно декларированного "народоправства". Понадобились десятилетия невероятных жертв и лишений, невиданного насилия и тотального закабаления личности, чтобы осознать, что намеченная вожделенная цель многих великих мечтателей так и осталась мечтой. В реальности же были загубленные жизни и судьбы миллионов людей, деформированная нравственность, разрушенная культура, оболганная история.

Откуда в стране столько ненависти? Этот вопрос много раз возникал перед императором и часто приходил на ум один и тот же ответ, который ему постоянно подсказывали "знающие люди" из ближайшего окружения. Это заговор кучки социалистов, масонов, евреев, которые, укрывшись в разных заграничных центрах, инспирировали оттуда смуты и волнения. Как было бы все просто, если бы было именно так. Причины лежали внутри страны, они коренились во всем строе российской жизни, в многочисленных напластованиях несуразностей и противоречий, которыми была так богата действительность России.

Первый Царь почил на исходе дня 18 марта 1584 года. Его похоронили в домовой церкви Московских царей - в алтаре Архангельского собора Кремля, рядом с могилами отца Василия III, деда Иоанна III, прадеда Василия II и сына Иоанна Иоанновича. В 1598 году здесь же погребли и Царя Фёдора Иоанновича.

Смерть Иоанна Васильевича спровоцировала беспорядки в Москве, вызванные слухами об «убиении» Самодержца. История смерти Самодержца довольно подробного изложена в Московском летописце. «В Великой пост в четвертую субботу преставился Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всеа Русии, был на государстве много лет…нецыи же глаголют, яко дали ему отраву ближние люди. И духовник его Феодосий Вятка возложил на него, отошедшего Государя, иноческий образ и нарекоша во иноцех Иона… И прииде к царскому телу в ложницу (спальню – А.Б.) преосвященный Дионисий, Митрополит Московский и всеа Русии, и весь освященный собор. И пришед к телу покровенну и видев Царевича Феодора слезами облиянна, жалосныя гласы испустив, Митрополит рече: «Где град Иерусалим, где древо животворящаго креста, где Государь наш Царь и Великий князь Иоанн Васильевич всеа Русии? Не вижу бо ничто же о сих». И многая, излияв слезы, к Цареву телу припадая с плачем глаголя: «Почто, Государь, оставил Российское своё Царство и благородный свои отрасли и нас сирих оставил еси?...

28 апреля 1791 года в России случилось малоприметное исторические событие, которое, тем не менее, потрясло современников и в последующие десятилетия стало в высшем свете темой воспоминаний, обсуждений и пересудов. В тот день состоялся легендарный "потёмкинский праздник". Так называли грандиозный прием, устроенный Григорием Александровичем князем Потёмкиным-Таврическим в своем Таврическом дворце в Петербруге. Лишь в феврале того года императрица Екатерина II подарила дворец своему соратнику, верному генерал-фельдмаршалу. И он решил отблагодарить венценосную покровительницу.

Павел Степанович Нахимов никогда не стремился к собственной славе, никогда не хотел сделать удачную карьеру. Не интересовало его и личное материальное благополучие. Не отличался тщеславием, не выказывал амбиций. Это был человек долга и чести, для которого государственное служение стояло всегда на первом месте. О его жизни написано немало книг и статей, его именем назвали бухту и полуостров в Корее (ныне бухта Чунхынниман и полуостров Ходобандо). О Нахимове снят фильм, ему поставлены памятники, выпущены медаль и орден, его именем названо военно-морское училище, улицы, корабли и пароходы. То что он делал, и как он делал превратилось в предмет изучения, в эталон для подражания.

ДОСЬЕ
Место и время рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село.
Вероисповедание: Православное.
Родители: Отец - Цесаревич Александр Николаевич (с 1855 – Император Александр II); Мать – цесаревна Мария Александровна (с 1855 года – Императрица).
Образование: домашнее, полный курс гимназии и военной академии.
Особые интересы: история, военное дело, русская литература.
Владение иностранными языками: французским (отлично), немецким и английским (хорошо).
Культурные пристрастия: поэт М.Ю. Лермонтов, писатель Ф.М. Достоевский, композитор П.И. Чайковский, коллекционирование полотен русских художников.
Общественное положение: Великий князь, с апреля 1865 года – Наследник престола, Цесаревич; с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский.
Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877- 1878 годов; управление Империей 1881-1894 гг.
Воинское звание: генерал-лейтенант.
Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо чтимая награда - Георгиевский крест 2 степени, полученный за мужество в военной компании 1877 года.
Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году Православие.
Дети: Николай (1868-1918, Император с 1894 года), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

Император Николай Павлович и Александр Сергеевич Пушкин – две бесспорные личностные величины, навсегда оставшиеся живыми ориентирами русской истории первой половины XIX века. Самодержавие Власти и Сила творческого дарования, или, если угодно, «Самодержавие Гения», сосуществовали не только в одном временном периоде, но и в едином смысловом пространстве. И тот и другой всем сердцем принимали Русский Мир, видели в истории отпечаток Замысла Творца и безропотно склонялись перед Его Волей.

С полной определенностью Пушкин заявил об этом в своем последнем письме в ноябре 1836 года П.Я.Чаадаеву (1794-1856). Опровергая легковесные утверждения об «исторической ничтожности России», заключал: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Окончание XIX века охарактеризовалось в России проведением крупной финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895 - 1897 годов явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905 - 1907 годов. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и не эластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Погода на исходе февраля 1917 года в Петрограде не радовала: пронизывающий ветер, пурга. Серые, тусклые дни. Температура же воздуха была необычно холодной: от 8 до 10 градусов мороза.

В такое неуютное время гуляющей публики на улицах первой Имперской столицы почти не было, а по тротуарам сновали лишь те, кто вынужден был покидать теплые квартиры и насиженные углы по деловым надобностям.

Однако уже в конце февраля - начале марта все резко изменилось. Небывалое людское половодье заполнило на несколько дней все магистрали в центре города. Такого многолюдства более чем за два века своей истории Петербург-Петроград еще не видел . Тысячи человек, различного звания и состояния, совершенно несхожего общественного положения и имущественных возможностей, словно зачарованные, как из клетки, вырвались на улицу, влекомые единой, загадочной, пьянящей и неодолимой силой, имя которой - Революция.

Последняя Императрица Александра Фёдоровна не успела дожить до старости; Её жизнь оборвалась, когда Ей минуло только сорок шесть лет. Она родилась в мае 1872 года на Западе Германии в городе Дармштадте - столице одноименного герцогства и была убита вместе со всей Своей Семьей в глубине России в городе Екатеринбурге в июле 1918 года.

Между этими рубежами пролегал трудный, порой до невыносимости, земной путь Принцессы, любимой и любящей Женщины, Матери, Царицы, Узницы, наполненный радостями, тревогами, надеждами, разочарованиями и потрясениями.

Центральным смысловым пунктом русской Смуты начала XVII века, её главным нервом была борьба «за благочестивого Царя». Существуют разные подходы в датировке этого грандиозного русского исторического разлома.

Некоторые историки считают, что с воцарением Годунова в 1598 году началась эпоха Смутного времени, продолжавшая полтора десятка лет и закончившаяся только в 1613 году, когда на царство был призван юный Михаил Федорович Романов (1596-1645). Касательно финального рубежа Смуты, то здесь и споров быть не может; рубеж этот бесспорен. Что же касается начала Смуты, то её вряд ли справедливо датировать 1598 годом.

Первые годы после воцарения Царя Бориса в стране наблюдалась политическая стабильность и динамичное экономическое развитие, а внешние враги Руси не угрожали. Как написал известный русский историк С.Ф. Платонов (1860-1933), «первые два года своего царствования Борис, по общему отзыву, был образцовым правителем»1.Некоторые авторы вообще невероятно высоко оценивают историческую роль Третьего Русского Царя. Здесь в качестве своего рода парадокса можно привести высказывание одного из творцов и главных фигурантов другой Русской Смуты – 1917 года – А. Ф. Керенского (1881-1970), который заявлял, что «это был один из самых замечательных русских государственных деятелей допетровского времени»2. 

Распутин - клеймо и проклятье последних венценосцев, но одновременно их радость и надежда. В феерической, просто немыслимой истории жизни и судьбы сибирского крестьянина, сумевшего подняться на неимоверную высоту, всегда искали роковую тайну, способную поразить воображение. И ее, как часто казалось, находили. И в алькове ("сексуальный маньяк, подчинивший своему влиянию неудовлетворенных столичных матрон"), и в особенности психики последней Царицы ("истеричка, легко поддающаяся гипнотическому воздействию"), и в наличии разветвленного иностранного заговора ("распутинская шайка врагов России окружила трон") и т.д. Кем же он был ?

Родился Григорий в слободе Покровской, Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина среднего достатка Ефима Яковлевича Распутина в 1869 г. Фамилию этого "царева друга" часто выводят из разнузданного образа жизни его носителя. Однако эти утверждения не являются исторически обоснованными. Фамилия Распутин была широко распространена в Сибири и на русском Севере и встречается в летописях уже в первой половине XVII в. Сам "Гришка-чародей", решив поменять в конце 1906 г. свое именование, объяснял это желание в письме Царю следующим образом: "Проживая в селе Покровском я ношу фамилию Распутин в то время,как и многие другие односельчане носят ту же фамилию, отчего могут возникнуть всевозможные недоразумения. Припадаю к стопам Вашего Императорского Величества и прошу: дабы повелено было мне и моему потомству именоваться по фамилии "Распутин Новый". Разрешение ему было дано. Г.Е.Распутин ни в каком учебном заведении не обучался и с трудом ставил подпись-каракуль. Со временем ему удалось научиться выводить слова, но техникой письма в полном смысле этого слова он так и не овладел.

Русская национально-государственная идеология чрезвычайно ярко и самобытно проявилась в теории под названием «Москва - Третий Рим», ставшей составной частью царской государственной идеи. Данное историософское построение, сложившееся на грани XV - XVI веков, показало, что русская общественная мысль в ту эпоху уже поднялась на вселенский уровень, что она способна воспринимать судьбу России в контексте мировой истории. «Теория эта, - писал В.В. Зеньковский, - является целой историософской концепцией, прямо уже вводящей нас в философскую область» [1]. Концепция Третьего Рима никогда не являлась в полном смысле слова государственной идеологией; власть в своей политической деятельности не руководствовалась ее предопределениями. Она православна по своей сути, по своему смысловому содержанию и в качестве великого духовного обретения и запечатлелась в истории.

Обосновывая вселенское предназначение Руси-России, средневековые мыслители ставили в центр внимания проблему земной миссии священного царства, которая, отнюдь не подразумевала некую территориальною, «имперскую» экспансию.

Точно не известно, кто был родоначальником этого выражения, этой страшилки - «тёмные силы», но последние годы перед Революцией 1917 года – это устоявшее мировоззренческое клише. Персональный состав пресловутых «тёмных сил» в сознании светской публики варьировался, но первые места неизменно принадлежали крестьянину Григорию Ефимовичу Распутину (1869-1916) и Анне Александровне Вырубовой, урождённой Танеевой (1884-1964).

Исподволь в сознании утверждалась мысль, что главой этих «сил», вознамерившихся «погубить» Россию, являлась Императрица Александра Фёдоровна (1872-1918)! Ныне подобное звучит как горячечный бред, но в канун крушения Монархии данный абсурдизм воспринимался вполне серьезно.

Многие мировоззренческие стереотипы русского психоза кануна крушения Монархии преодолены, но остаются герои, исторический портрет которых всё ещё окутан плотной завесой. Это касается, в частности, Анны Танеевой (Вырубовой), которая до сих пор предстаёт во многих сочинениях каким-то мрачным и зловещим истуканом.

Оказавшись в Петрограде осенью 1917 года, Анна Александровна укрылась в маленькой квартирке на шестом этаже на Фурштатской улице, совсем недалеко от арестного дома, где она пребывала несколько недель в начале лета. В городе бушевали нешуточные страсти, но Анна была удалена от всего и от всех. Власть захватили большевики, министры Временного правительства оказались в Трубецком бастионе, а «горе России» - А.Ф.Керенский успел убежать.

Политические события на Анне никак не отразились. Она была уверена, что всё это – кара Божия, что «все несчастья, постигшие Родину, были вполне заслуженными после той участи, которая постигла Государя».

Фактически Анна Александровна оказалась на нелегальном положении, сведя к минимуму все контакты с людьми, от которых она видела столько горя. Доверяла только самым проверенным, кто сохранял верность ей, родителям и главное – Государю. В декабре 1917 года она получила небольшое послание от Николая II. Это была радость несказанная. Государь после свержения никому не писал; за исключением матери, и сестёр - Ксении и Ольги. Он прекрасно понимал, что Его письмо любому человеку может серьезно осложнить тому жизнь.

В понедельник вечером 27 апреля 2015 года спецборт из Франции с прахом великого князя Николая Николаевича Романова (младшего)1 и его супруги Анастасии Николаевны совершил посадку на подмосковном аэродроме Чкаловский… 

На Западе Балканского полуострова, в скалистых неприступных горах, затерялось государство Черногория. На протяжении нескольких веков жители этой небольшой страны выдерживали натиск турок, подчинивших своему владычеству в XV-XVI веках народы, населявшие Балканы; но хозяевами Черногории султаны в Стамбуле так и не стали.

Черногорцы исповедовали Православие, и Россия всегда с сочувствием относилась к своим далеким братьям по вере, мужественно выдерживавшим натиск турок-мусульман.

Еще при Петре I возникли первые межгосударственные связи, и черногорцы вместе с Россией участвовали в военных действиях против Турции. В последующем Царская Империя оказывала финансовую и дипломатическую поддержку далекому княжеству.

Факт появления такого грандиозного явления как Ф.М.Достоевский (1821-1881) свидетельствовал о феноменологичности Русской Культуры, сохранявший и в эру железных дорог и телеграфа сакральное притяжение. Этот генеральный вектор миросуществовавания Руси-России – связь человека и Бога – питал и взращивал все практически все формы русского творческого самовыражения на протяжении многих столетий. И он же, дававший ясный смысл и живительную энергию жизни, привел и к появлению Ф.М. Достоевского. 

Главной темой его навсегда оставался Бог и Его «венца творение» - человек. Трудно не согласиться со П.Б.Струве, заключавшим, что «принятие Бога» - главная тема Достоевского. «Он был националистом во имя Бога, ибо в национальном призвании России он видел подлинный Зов Божий» Как заметил знаток творчества великого писателя-мыслителя С.И.Фудель (1900-1917), «приближаясь к Достоевскому, мы входим в самую гущу христианских идей». Данное заключение исследователя не только гносеологически верно; это единственно продуктивный метод постижения мировоззрения Ф.М.Достоевского, особенно в последнем периоде его жизненного пути. 

Переломным годом в истории России навсегда останется 1917-й год. Вихрь беспощадного русского бунта — сначала Февраль, а затем Октябрь — сокрушил историческую государственность, развенчал русскую культуру, разрушил весь многовековой миропорядок, уклад жизни всех и каждого. Никто не остался в стороне, никому не удалось отсидеться в башне из слоновой кости.

Тот вселенский катаклизм навсегда запечатлелся и в биографии замечательного русского поэта Александра Александровича Блока, ставшего не только очевидцем, но и одним из первых летописцев тех событий. Тема «Блок и революция» напрямую затрагивает проблему исторической судьбы не только интеллигенции, но и, в широком смысле, всего русского культурно-цивилизационного феномена, историческое бытование которого оборвалось в 1917 году. В свое время философ Г.П. Федотов даже называл эту тему фатальной, считая, что в ней — «ключ к пониманию России и ее будущего».

Матильда Феликсовна Кшесинская... Одно из самых известных имен в истории мирового балета. Невысокая (160 сантиметров),  черноволосая, с некрупными, но выразительными чертами лица,  с тонкой талией, с сильными мускулистыми ногами, она владела филигранной балетной техникой. 

Кшесинская, если и не первая, то  одна из первых балерин,  превратила  танец из набора заученных движений, в живое экспрессивное действие. Она вдохнула в него энергию. Все ее подвижное тело,  «до кончиков ногтей»,  участвовало в спектакле. Она отдавалась танцу целиком, излучая страсть, которая обжигала зрителей; ее появление на сцене сравнивали с блеском молнии. В конце XX века ее непременно назвали бы «сексуальной». (В ее время подобного термина еще не существовало).  

Кшесинская прожила  без малого сто лет. Родилась в августе 1872 года в Лигово, под Санкт-Петербургом, умерла в декабре 1971 года в Париже. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом со своим мужем кузеном Николая II Великим князем Андреем Владимировичем (1879-1956), с которым обвенчалась во Франции в 1921 году.

 Николай II (серия ЖЗЛ)
 Николай II
 Последний Царь (серия Царский Дом)
 Император Николай II
Николай II

Книга, которая включена в перечень «100 книг», рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению.

Александр III

"...Эта книга о русском человеке, его мыслях, чувствах, представлениях. Он любил Родину, как свою мать, искренней сыновней любовью всю жизнь. Он всю свою жизнь служил этой Родине. В этом смысле эта книга очень познавательна" - Александр Боханов (ИАС Русская народная линия, 22 января 2013 года).