Первая половина XIX века ознаменовалась началом мировоззренческих дискуссий о будущем России, о русском пути, о русском предназначении. Мощный импульс им давали важные политические события той поры: победа в войне с Наполеоном, мятеж декабристов, восстание в Польше в 1830 году Осмысление русской судьбы становится основной темой пробуждающейся светской общественной мысли. И снова, как некогда в XV-XVI веках, с полной отчетливостью в русском культурно-общественном сознании встал религиозный вопрос. Трудно было игнорировать русское историческое своеобразие, некую историческую противопоставленность "Европе", что с самого начала стало осознаваться как различие в религиозной судьбе. В наиболее острой форме это было сформулировано П.Я.Чаадаевым в 1830-е годы, но значительно раньше тема специфичности национального исторического опыта была обоснована и впервые сформулирована у крупнейшего русского историка первой половины XIX века Н. М. Карамзина. Можно смело утверждать, что ни один из выдающихся русских знатоков прошлого никогда - ни раньше, ни потом - не оказал на сознание и современников, и потомков такого огромного воздействия, как Карамзин, которого применительно к первым десятилетиям XIX века заслуженно можно назвать первым интеллектуалом России.

Преобразования в государственном управлении при Императоре Николае I

В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиально ничего не изменилось. Осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826), Государственных имуществ (1837). Особняком в ряду высших административных ведомств оказалось лишь Третье отделение Собственной Его Величества Канцелярии, учрежденное в 1826 году и сосредоточившее некоторые функции ряда министерств (юстиции, внутренних дел, просвещения).
В самом начале Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законом. В России к тому времени существовало огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов. Многие из них были изданы в такие давние времена, что об их существовании мало кто и знал. Николай I решил навести в этом важном деле порядок, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. Эту важную работу монарх поручил в 1826 году М.М.Сперанскому, который с группой помощников к 1830 году осуществил царский замысел. В опубликованных объемных 45 томах было собрано 30 тысяч законов, появившихся в России со времен "Соборного Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 года. Сорокапятитомный труд получил название "Полное Собрание Законов Российской Империи".

События конца 1825 года явились потрясением имперской государственной системы и оказали сильное воздействие на умонастроения современников как в России, так и за границей. Еще совсем недавно казалось, что держава царей стоит прочно и нерушимо, что ее обошли стороной ветры социальных перемен и политических пертурбаций, сотрясавших Западную Европу с конца XVIII века. В этот период европейская консервативная мысль начала воспринимать Россию надежным защитником христианской традиции и исторического порядка.

Россия как огромный геополитический феномен, объединивший волею исторических обстоятельств сотни племен и народов, отличавшихся непохожестью исторического опыта, имевших разные верования и этнические характеристики, являла весьма своеобразный культурный облик. Это своеобразие далеко не исчерпывалось лишь зримым этносамобытным фактором, который нельзя было не заметить во многих местностях России, но особенно в районах Поволжья, Кавказа, западных и южных губерний. Здесь, в первую очередь в городах, сосуществовали бок о бок совершенно разные этнические общности, сохранявшие в указанное время свой исторический быт и свои традиционно-конфессиональные ориентации.

В период преобразований 60-70-х годов XIX века, приведших к развитию ограниченной общественной самодеятельности населения, возникла и определенная социальная среда, которую обычно называли "либеральной". Она включала представителей разных сословных и общественных групп, но настроение здесь создавали те, кого называли "интеллигенцией" (термин впервые ввел в обращение писатель П.Д.Боборыкин, 1836-1921).

С самого своего возникновения Русь-Россия интегрировала в свой состав различные племена и народности. Да и сам русский этнос сложился в результате длительного процесса абсорбции различных этнических элементов, обитавших на просторах Восточно-Европейской равнины. Во второй половине XIX века Россия окончательно сформировалась как полиэтническая империя, включавшая в свой состав около 150 народностей, насчитывавших от нескольких тысяч человек до многих миллионов. Самым многочисленным был русский этнический компонент, составлявший более половины всего населения страны, значительная часть которого размещалась плотной массой в центральных районах Европейской России. Здесь уместно сделать одно важное пояснение: в русской исторической традиции, которую восприняла в полной мере и статистическая наука, к русским в широком смысле относились не только русские по крови, но и вообще все владеющие русским языком и принадлежащие к Православной Церкви. Именно конфессиональный аспект был определяющим при этнической бифуркации населения, и понятие "православного народа", возникшее еще на заре русской государственности, не потеряло своего значения до самого крушения монархической России. Согласно переписи 1897 года, к "православному народу", в составе которого наиболее значительные группы представляли украинцы и белорусы, относилось около 70 процентов населения Российской империи, а в Европейской России этот показатель превышал 80 процентов. На втором месте по численности шли тюркоязычные племена, исповедовавшие ислам, - более 13 процентов, католики (главным образом поляки) - около 7 процентов и евреи - 4,2 процента. Кроме основных конфессиональных групп в России имелись буддисты, протестанты, баптисты-евангелисты и другие, вплоть до языческих идолопоклонников.

К началу XX века Россия оставалась самодержавной монархией. Главой государства являлся император (царь), которому принадлежала высшая власть в империи. На протяжении веков прерогативы монарха в России базировались на обычном праве. Лишь в 1716 году при Петре I, упразднившем патриаршество и Боярскую Думу и сосредоточившем в своих руках безраздельно (абсолютно) всю полноту верховной власти, появилось формально-юридическое обоснование монарших прерогатив. В Воинском Уставе "артикуле" говорилось: "Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять". В 1720 году при составлении Духовного Регламента (плана реорганизации Церкви) в него была внесена лапидарная норма, гласившая: "Монарха власть есть самодержавная, которой повиноваться Сам Бог повелевает".

Александра Федоровна была наделена удивительным Даром любви. Она умела любить так беззаветно и преданно, на что способны только избранные люди. Никогда не принижала этого высокого и светлого чувства, никогда не произносила слово «любовь» по отношению к кому-то и чему-то, если это чувство не владело Ею целиком, если Она не готова была отдать во имя этого Свою жизнь. Подобная самозабвенность свидетельствовала об исключительных душевных качествах Царицы. Их часто не замечали, им старались не придавать значения, нередко им предписывали какую-то бытовую мотивацию. Но все это — из области мелкой, завистливой и корыстной человеческой суетности.

Любовь к России, к ее прошлому и настоящему, вера в великое предназначение народа и державы Российской объединяла разных людей. Одним из известнейших русских патриотов XIX - начала XX века являлся духовный пастырь Иоанн Кронштадтский (1829-1908). Он приходился ровесником Л. Н. Толстому, но его миропонимание и общественное подвижничество носило совершенно иной характер. Отец Иоанн исповедовал традиционные духовные ценности, страстно отстаивал их. В отличие от "сиятельного нигилиста", он видел в крушении существующего миропорядка не начало "царства света", а "торжество тьмы". Уже в конце XIX века Иоанн Кронштадтский предчувствовал возможность "триумфа сатаны" и предсказал неизбежные ужасы "русского апокалипсиса".

  1. Из истории буржуазной печати.1906-1912 гг.//Исторические записки. 1976. N 97.
  2. Русские газеты и крупный капитал.//Вопросы истории. 1977. N 3.
  3. Биржевая пресса России.//История СССР. 1980. N 2.
  4. Финансовая пресса России. //Венгерский исторический журнал (Будапешт). 1981. N3.
  5. Российское купечество в конце XIX -начале ХХ вв. //История СССР. 1985. N 4.
  6. Вопрос о подоходном налоге в России и крупная буржуазия. //Исторические записки. 1986. N 114.
  7. Савва Морозов. // Вопросы истории. 1989. N 4.
  8. Проблемы истории монополистической буржуазии в России. В сб.: Монополистический капитал в России. М. 1989.
  9. Торговые дома в России. // История СССР. 1990. N 4.
  10. Судьба мецената (С.И. Мамонтов). //Неделя.1989. N 46.
  11. Савва Мамонтов. //Вопросы истории. 1990. N 11.
  12. Любовь к отечеству - моя религия (А.И. Гучков). //Неделя 1990. N 1.
  13. Последняя ночь Распутина. // Неделя. 1990. N 6.
  14. Императрица Александра. //Неделя. 1990. N 17.
  15. Корабль потерял свой курс. Речи А.И. Гучкова. Вступительная статья, подбор текстов, комментарии. М. «Знание». 1991.
  16. Николай II: взгляд на исходе XX века.// Альма Матер (бывш. Вестник высшей школы). М. 1991. N 12.
  17. Последний цесаревич. //Неделя. 1991. N 1.
  18. Вдовствующая императрица. //Неделя. 1991. N 34.
  19. А.И. Гучков. В сб.: Россия на рубеже столетий. М. 1991. (Переиздано в Японии в 1994 г.)
  20. Золотой рубль. //Былое. 1991. N 2.
  21. А.И. Гучков. Сб.: Исторические силуэты. М. «Наука». 1992.
  22. Забытый феномен. // Социальная защита. М. 1990. N 1.
  23. Император Николай II. Сб: Российские самодержцы. М. «Международные отношения». 1993.
  24. Последний самодержец. //Свободное слово. 1992. N 14.
  25. А.И. Гучков. Книга для чтения по истории отечества. Начало XX века. Москва. «Просвещение». 1993.
  26. Семья Романовых в марте-июле 1917 года. Дневник протоиерея А.И. Беляева. Подготовка текста, вступительная статья, комментарий // Исторический архив. 1993. N1.
  27. Три раздела: Предисловие, Распутин, Первая мировая война в монографии «The Romanovs: love, power, traqedy». London. Leppy pulication. 1993.
  28. Обреченный (Великий князь Сергей Александрович). // Родина. 1994. N 1.
  29. Статья: А Quest for truth.// Royalty. London. 1994. N 4.
  30. Нет спокойствия ни физического, ни морального. Письма императора Александра III. // Исторический архив. 1994. N 3.
  31. Ella end Sergei: a dynastic marriage of love... or conveience // Royalty. London. 1994. N 11.
  32. Золотой рубль. В кн: Русский рубль. Москва. «Прогресс-Академия». 1995.
  33. Великий князь Сергей Александрович. // Дворянский вестник. 1995. N 2 (12).
  34. Раздел «Российская государственность в XIX - начале XX вв.». В кн.: Российская государственность: исторический аспект. Москва. 1995.
  35. По плечу ли России европейский камзол? // Родина. 1995. N 8.
  36. Сергей Витте. Сб.: «Российские реформаторы». Москва. Международные отношения». 1995.
  37. Русский Бисмарк // Родина. 1996. N 2.
  38. Возвращаемое прошлое. В кн. Чигагов Л.М. Доблести русских воинов. Рассказы о подвигах солдат и офицеров в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Москва. «Паломник». 1996
  39. История России. XX век. Учебник для ВУЗов. Москва. «АСТ». 1996. Главы I и II.
  40. История России с начала XVIII до конца XIX века. Учебник для ВУЗов. Москва. «АСТ». 1996. Глава XXIV.
  41. Когда перегорит жизнь. Александр Блок и Февральская революция. // Родина. 1996. N 9.
  42. «Жду освобождения Петрограда от палачей». Письма княгини О.В. Палей. Предисловие, перевод, примечания, иллюстрации.// Источник. 1996. N 4.
  43. Probleme der industriellen Modernisierung Russlands // Rerormen im Russland des 19. und 20. Jahrhunderts. Westliche Modelle und russiische Erfahrungen. Frankfurt am Main. 1996.
  44. «Мои министры и нация разделяют мои чувства». Письма королевы Виктории Александру III. Перевод, вступление, комментарий, иллюстрации. // Источник. 1996. N 6.
  45. «Ты всегда в моих мыслях». Письма короля Георга V Николаю II. Подготовка текста, введение, комментарии, фотографии. // Источник. 1997. N 2.
  46. Николай II. В кн.: Романовы. Исторические портреты. Москва. «Армада». 1997.
  47. Модернизация государственной системы России в начале XX века. В сб.: Российская государственность: история и современность. М. Московский Государственный. Институт международных отношений. 1997.
  48. Предисловие (1 п.л.) и очерк «Великий князь Сергей Александрович» (3 п.л.). Сб.: Российские консерваторы. М. «Русский мир». 1997.
  49. Коллекционеры и благотворители Москвы. (Сувенирное издание). М. Янико. 1997.
  50. Сердечная тайна царского сына. // Родина. 1997. N 7.
  51. Глава: Предпринимательство и российское общество в начале XX века. В кн: Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М. РОССПЭН, 1997.
  52. Парламентаризм в России (вопросы идентификации и гносеологии).// Доклады Института российской истории РАН. М. 1997.
  53. Диагноз: революция. Излечимся ли от извечного российского радикализма? //Родина. 1997. N 11.
  54. IL parlamentarismo in Russia e la desta (Из истории парламентаризма в России). //Annali. Instituto Uneversiario Orientale. Napoli. 1997.
  55. История России XIX - начало XX в. Учебник для 8-9 классов средней школы. М. «Русское слово». 1998.
  56. «Hopeless Symbiosis: Power and Right-Wing Radicalism at the Beginning of the Twentieth Century». // Russia under the Last Tsar. Blackwell Publishers LTD. London. 1999.
  57. Император Николай II в истории России XX века. О канонизации Государя императора Николая II. Материалы конференции, состоявшейся в Москве 28.04.99. Москва. «Слово». 1999.
  58. Царь и Дума. // Журнал «Ять». Москва. 1999. N 9.
  59. Царское увлечение. // «Теннис». М. 1999. N 5.
  60. Заключение об исторической значимости «Материалов, связанных с вопросом о канонизации Царской Семьи», подготовленных Синодальной комиссией Русской православной Церкви по канонизации Святых (1997). «Русский вестник». 2000. N 1.
  61. Романовы и Английский Королевский Дом: династические узы и политические интересы. Отечественная история. 2000. N3.
  62. Курс имперского корабля. // Преподавание истории в школе. 2000. N 6 и N 7.
  63. Царская династия и Английский Королевский дом. Сб. Россия и мировая цивилизация. М. 2000.
  64. «О «теории», которой не было. Отечественная история. 2001. N 3.
  65. Последнее дело Саввы Мамонтова. «Ять». 2002, N 1.
  66. История России. Учебник для средней школы. (8 класс). М., «Русские слово». 2002 (Переиздания – 2003, 2004, 2005, 2006, 2007).
  67. Русский сфинкс. Император Александр III. Журнал «Русский предприниматель». М., 2002, N 4,5.
  68. Три главы: Государство и власть, Россия на мировой арене, От самодержавной к самодержавно-парламентской монархии - в коллективной монографии: Россия в начале XX века. М., 2002. Общий объем трех глав – 6 п.л.
  69. А.С. Пушкин и национально-государственная самоидентификация России// Отечественная история, 2002. N5.
  70. Достоевский и царско-имперские принципы власти// Россия в XIX-XX веках. Материалы II научных чтений. М., РОСПЭН. 2002.
  71. «Черные сестры». «Родина». 2003. N 2.
  72. История России XVII-XX века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. (В соавторстве с А.Н. Сахаровым). М., «Русское слово». 2003.
  73. Четырнадцать глав в кн. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебник для Вузов. Т. 1-2. М., Астрель. 2003 (Переиздание 2005, 2009).
  74. Предисловие в кн: Российская история в фотографиях. СПб..2004.
  75. Очерки по истории России// Московский журнал. 2004. N 3.
  76. Столыпин и Столыпинская реформа. «Православная Русь», N.19, октябрь 2005. Джорданвилл, США.
  77. 8 глав в книге: История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов. М., «Проспект», 2007.
  78. Царь-миротворец Александр III. Русский журнал. М., 2007, N 3.
  79. Рыцарь на Троне. Император Николай I и его эпоха. Русский журнал М., 2007, N 6.
  80. «В молитвах черпаю силы…». Великая княгиня Елизавета Федоровна. «Сельская новь», 2007, N 8.
  81. Царь–богослов. Неизвестное о Иоанне Грозном. «Русский журнал», 2007, N8.
  82. Февральская революция 1917 года в российской истории. Отечественная история. N8.
  83. «Грозный любомудр»// «Достоинство», М., 2008, N 1 (март).
  84. История России. Учебник для Вузов. Под редакцией А.Н. Сахарова. Т.1-2, Т. 2. Девять глав. Общий объем – 21 п.л. Издательство «Проспект», Москва 2008.
  85. Иоанн Грозный – царь-богослов. Вестник Российского университета дружбы народов. 2008, N 4.
  86. Новейшая история России (в соавторстве с В.А. Шестаковым). Учебник для Вузов. М., «Проспект», 2010.
  87. Венчание на Царство. «Достоинство». М., 2009 (март).
  88. Русский Царь Александр III. «Достоинство». М., 2009 (декабрь).
  89. Священный образ//Романовы. Подвиг во имя любви. М., 2010.
  90. Византия – навсегда//Имперское возрождение. N 2. 2010.

 Николай II (серия ЖЗЛ)
 Николай II
 Последний Царь (серия Царский Дом)
 Император Николай II
Николай II

Книга, которая включена в перечень «100 книг», рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению.

Александр III

"...Эта книга о русском человеке, его мыслях, чувствах, представлениях. Он любил Родину, как свою мать, искренней сыновней любовью всю жизнь. Он всю свою жизнь служил этой Родине. В этом смысле эта книга очень познавательна" - Александр Боханов (ИАС Русская народная линия, 22 января 2013 года).